Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Аналитические исследования
Тендерное сопровождение
Банковские гарантии
Тендерные кредиты
8 800 700-78-92
ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ и 223-ФЗ В 2017 ГОДУ

ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ и 223-ФЗ В 2017 ГОДУ

Основные изменения в 44-ФЗ с 01.01.2017:


1. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- обязательное общественное обсуждение проводится только если НМЦК конкретной закупки превышает 1 млрд. рублей;
- в регионах и муниципалитетах могут быть установлены иные лимиты, как правило, в районе 100 млн. руб. или больше (например, для региональных и муниципальных заказчиков Сахалинской области обязательное общественное обсуждение от 100 млн. рублей).
Резюме: если ваши закупки не превышают 100 млн. руб. за раз, то можно это постановление пропустить и не вникать в него, но лучше предварительно выяснить, нет ли иных лимитов в своём районе/регионе. Если ваши закупки не превышают 10 млн. за раз, почти 100% гарантия, что никакого общественного обсуждения у вас нет.


2. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193 "О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- распространяется исключительно на Минэкономразвития России. Резюме: если ниже вас нет никаких подчинённых заказчиков – вам достаточно знать, что результаты мониторинга Минэкономразвития России публикует на своём сайте (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/index), и что в отношении вас может проводиться мониторинг вышестоящими органами (как правило, запросы с требованием предоставить информацию о закупках). Если ниже вас есть подчинённые заказчики, вы вправе проводить в отношении них мониторинг (ч. 8 ст. 97 Закона № 44-ФЗ), но нужно разработать порядок проведения такого мониторинга и утвердить соответствующим НПА муниципального или регионального уровня. Федералы могут проводить мониторинг по подчиненным заказчикам в рамках ведомственного контроля.


3. C 01.01.2017 заказчики обязаны везде указывать идентификационный код закупки (ИКЗ). См. приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422 "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки".
Резюме: сам порядок формирования ИКЗ несложный, в интернете много примеров. Для УПов есть проблема – в ИКЗ указывается КБК/КВР, которого у УПов обычно нет. На сегодня решения нет (кроме как ставить 000).


4. Вступила в силу часть 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ – с 01.01.2017 казначейские органы (кассового обслуживания) осуществляют контроль в части объемов финансового обеспечения и ИКЗ.
Резюме: скорее всего, проверка будет осуществляться автоматически через механизм ЕИС, по аналогии с тем, как сейчас происходит при публикации сведений в реестре контрактов. Либо будут проводиться плановые и внеплановые «живые» проверки.


5. Вступил в силу запрет на осуществление закупок, которые не включены в планы-графики.
Резюме: штраф утверждён с 15.07.2016 – 30 000 руб.


6. Должен быть запущен каталог товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Заказчики обязаны указывать наименование ТРУ в соответствии с каталогом.
Резюме: на сегодня каталога нет. Скорее всего, его или не будет, или будет вводиться постепенно – сначала 10 ТРУ, потом 20 ТРУ и т.д. Как следствие, добавится необходимость отслеживать изменения в каталоге.


7. ГУПы и МУПы осуществляют закупки по 44-ФЗ.
Резюме: все УПы об этом уже должны давно знать. Если вы вдруг не знаете, напоминаю – штраф за закупки по правилам 223-ФЗ, когда нужно закупать по 44-ФЗ – от 20 до 30 тыс. руб. за каждую закупку.


8. Закончилось действие документов об обучении закупкам по правилам 94-ФЗ, теперь заказчики и контролёры должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок по 44-ФЗ.
Резюме: до сих пор нет ясности формулировки «ВО или ДПО в сфере закупок», в частности относятся ли слова «в сфере закупок» к ВО или только к ДПО. С учётом того, что сейчас ВО в сфере закупок фактически не существует, то пока верно второе. Также необходимо учитывать требования проф.стандартов, в первую очередь ПС «Специалист в сфере закупок».


9. С 1 января 2017 года для целей госзакупок к отдельным видам промышленной продукции предъявляются дополнительные требования по национальному режиму.
  Резюме: для большинства заказчиков не актуально. Детали см. в Постановлениях Правительства РФ от 31.01.2015 N 84, от 17.07.2015 N 719, от 02.08.2016 N 744 и от 23.11.2016 N 1230.


10. Расширен функционал ЕИС (функции контроля, работа на сенсорных устройствах и т.д.).
Резюме: для большинства заказчиков не актуально. Детали см. в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414.


11. Изменения в порядок банковского сопровождения контрактов.
Резюме: для большинства заказчиков не актуально, т.к. банковское сопровождение начинается от 200 млн. руб. по конкретной закупке. См. ПП от 20 сентября 2014 г. N 963 в ред. ПП от 26.12.2016 N 1479.


12. Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084". Изменились требования по занесению информации в реестр контрактов:
- изменились требования по заносимой информации по п. е), включая указание характеристик товаров из перечня, утверждаемого Минэкономразвития;
- с 01.02.2017 нужно вносить массу информации при закупке лекарственных средств;
- с 01.04.2017 нужно вносить информацию о гарантии качества;
- нужно прикладывать документ о согласовании с КО закупки по п. 25 ч. 1 ст. 93
Резюме: полный абзац для всех, кто покупает лекарственные средства. Остальным рекомендуется обратить внимание на п. е) в новой редакции и ждать перечня от Минэкономразвития.


13. Вступило в силу (с 04.01.2017) Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Резюме: заказчики по 44-ФЗ обязаны не менее 15% СГОЗа, рассчитанного особым порядком, закупать у СМП/СОНКО. Это можно делать двумя способами: закупка, в которой могут участвовать только СМП/СОНКО; закупка в которой могут участвовать все, но победитель обязан привлекать субподрядчиков из числа СМП/СОНКО. Постановление касается только второго случая.


14. Утверждён порядок применения п. 48 ч. 1 ст. 93 (специальный инвестиционный контракт). См. ПП от 22.12.2016 N 1441.
Резюме: распространяется только на орган исполнительной власти субъекта РФ.


15. Внесены изменения в ч. 1 ст. 31 (требования к участникам закупки). Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ вступает в силу с 09.01.2017. Новая редакция п. 7 и новый п. 7.1.:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Резюме: заказчикам, естественно, нужно внести изменения в документацию о закупках и, естественно, большинство заказчиков это не сделает. Участникам закупки необходимо изменять формулировку декларации.


16. Изменена редакция п. 4 ч. 1 ст. 93. Федеральный закон от 28.12.2016 № 500-ФЗ вступает в силу с 09.01.2017. Добавлены слова:
- На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей.
Резюме: для заказчиков на территории России – не актуально.


17. Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017:
- из под 44-ФЗ исключили ФГУПы по перечню и закупки избиркомов при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Резюме: актуально только для ФГУПов и избиркомов.



Основные изменения в 223-ФЗ с 01.01.2017


1. Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами":
- национальный режим распространяется на все ТРУ;
- заказчики обязаны прописывать ряд моментов в документации;
- национальный режим не применяется при закупке у ЕП.
Резюме: заказчикам необходимо внести изменения в Положение о закупках и учитывать «национальный режим». Порядок применения – почти такой же как по Приказу Минэкономразвития № 155 (по 44-ФЗ), можно посмотреть в интернете практику.


2. Вступила в силу часть 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ – если заказчик А) не выбрал лимит закупок у МСП (не менее 10% СГОЗ), Б) разместил недостоверную информацию в отчете об объёме закупок у МСП, В) не разместит отчёт о закупке у МСП в ЕИС – то считается, что заказчик в течение года обязан осуществлять закупки по 44-ФЗ.
Резюме: обязанность осуществлять закупки у МСП распространяется не на всех – это заказчики с выручкой более 2 млрд. или прописанные в соответствующем НПА – см. ПП 1352. Но в целом ответственность существенная. 


3. ФГУПы по перечню оставили в рамках 223-ФЗ. Федеральный закон от 28.12.2016 № 474-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017.
Резюме: только ФГУПы и только по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Возврат к новостям